вторник, 16 августа 2016 г.

Сказ о том, как я KDE Plasma 5 на ноутбук ставил

Решил я сменить на своём рабочем ноутбуке порядком поднадоевший своими мелкими и детскими глюками Cinnamon, на современный и, на мой взгляд, лучший рабочий стол в Linux - KDE. Однако какой дистрибутив выбрать для него - был довольно непростой выбор. Так как на рабочем компьютере у меня Debian, а KDE Plasma 5 будет в следующем релизе (Debian Stretch, ныне тестируемый), хотелось попробовать что-то другое. На первое время решено было поставить KDE Neon, как дистрибутив с всегда свежим KDE и Qt. Поставил. И тут началось самое интересное...

Ноутбук у меня бюджетный, с Intel HD Graphics. Для работы мне его хватает с головой. После установки и загрузки в систему, всё было замечательно. Система работала шустро, памяти потребляла мало и радовала красивым и не перегруженным интерфейсом. Однако спустя минуту стали заметны подлагивания при перемещении окон, открытии меню и так далее. В списке эффектов KDE, есть виджет, показывающий производительность отрисовки рабочего стола (как в играх, счётчик количества кадров в секунду - FPS). Перезагрузив систему, я стал наблюдать за FPS. По началу он держался на отметке 60, но потом резко опустился до 51, а через пару секунд - до 43. И рабочий стол начал тормозить. Дальнейший список моих действий:

  • пробовал удалять драйвер Intel и использовать вместо него стандартный драйвер xserver-xorg-video-modesetting. Результат тот же;
  • создавал конфиги для Xorg, где указывал драйверу использовать старый тип отрисовки UXA вместо нового SNA. Ситуация стала лучше, однако появился неизлечимый тиринг и тормоза в видеоплеере;
  • обновлял из PPA-репозитория Oibaf графические драйвера, Mesa и так далее. Безрезультатно.

Решил что с KDE Neon, как и с Kubuntu, не повезло. На очереди был Manjaro Linux. И в нём - о чудо - всё работало идеально! Ради интереса решил посмотреть, не создала ли система какой-нибудь специфичный конфиг для моего видеочипа. И оказался прав - фирменная Манжаровская утилита для обнаружения оборудования, успешно обнаружила мой видеочип и прописала ему нужные параметры. Кроме опции для подавления тиринга. Решив что дело в конфиге, я снова поставил KDE Neon, и прописал этот конфиг там. И.....ничего. Проблема никуда не исчезла. Тут я уже начал думать, что KDE действительно хорошо готовят в Arch Linux, а в Kubuntu они всё время будут глючить. Но я должен был убедиться в этом.

А лучший способ убедиться в чём-либо - проверить самому. Для тестирования были взяты следующие системы:


Начал ставить всё по очереди. За исключением Neon и Kubuntu, всё было относительно хорошо, пока дело не дошло до Fedora. Здесь я понял, что разговоры о том, что KDE в Fedora отвратительного качества - полный, как говорят американцы, bullshit. Из коробки у меня НЕ БЫЛО ТИРИНГА, безо всяких дополнительных конфигов! Всё работало шустро и красиво. Последним остался Debian. И после тестов его KDE, я понял - профессионализму разработчиков Debian нет предела. Помимо того, что из коробки не было тиринга, только в Debian Testing у меня не тормозил эффект "Все окна на экране" с запущенным видеоплеером! Только здесь. И потому все сомнения исчезли - Debian 9 займёт своё место на моём ноутбуке, после своего выхода в следующем году. И тут казалось бы можно ставить точку. Мол всё хорошо, что хорошо кончается. Но странности не исчезли.....

Отделив немного места от жёсткого диска, я решил всё же попытаться разобраться с глюком производительности в KDE Neon. Но после установки и перезагрузки в него, я обнаружил что глюка-то и нет. Просто нет. Всё работает как надо, стабильно. Я повторял все действия для воспроизведения бага, но так ничего и не произошло. Почему так? Что повлияло? Не понятно...

Тем не менее, пока остался на Manjaro. Система весьма хороша, в работе и не замечаешь что сидишь за Arch Linux'ом, а не Debian. Напоследок - конфиг иксов для моей Intel HD Graphics в составе процессора Intel Pentium 2020M:

sudo mkdir /etc/X11/xorg.conf.d
sudo touch /etc/X11/xorg.conf.d/20-intel.conf
sudo nano /etc/X11/xorg.conf.d/20-intel.conf

Section "Device"
      Identifier "Device0"
      Driver "intel"
      Option "AccelMethod" "sna"
      Option "TearFree" "true"
      Option "DRI" "true"
      Option "DRI" "3"
EndSection

3 комментария:

  1. Для Debian 8 есть репозиторий со свежим Mesa? А то в бэкпортах 11.2 до сих пор была.

    ОтветитьУдалить
  2. Модуль xserver-xorg-video-modesetting пришел на замену xserver-xorg-video-intel в KDE Neon, потому опция "TearFree" "true", как раз тормозит комп. Этот модуль старей и скорее всего не полностью поддерживает некоторые функции. Но он стабильней, птотму как разрабы забили на поддержку xserver-xorg-video-intel. Так же сменились выходы видео, запустите xrandr и увидите, что имена выходов изменились.
    А тиринг лечится включением полной перерисовки вертикальной синхронизации в настройках кед. Все работает без глюков. Видюшка Intel HD4000

    ОтветитьУдалить
  3. Мой опыт с KDE:
    1. Слабый ноут с интегрированной AMD + процессор AMD.
    Лаги исчезают если в настройках Display and Monitor панели установить Xrender вместо OpenGL.
    2. Ноут средний с интегрированной Intel. Проблем нет. Иногда появляются артефакты, но очень редко.
    В kubuntu рекомендую подключить их фирменный PPA со стабильной версией KDE 4.8, как подключать они на своем сайте в разделе новостей пишут.

    ОтветитьУдалить